Модератором мероприятия выступила Анна Битова, председатель Правления РБОО «Центр лечебной педагогики», председатель Правления Альянса «Ценность каждого», член Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере (г.Москва).
Анна Львовна рассказала о применении альтернативной и дополнительной коммуникации в сопровождении детей с тяжелыми нарушениями развития. По ее словам, людей, плохо пользующихся речью, довольно много.
- Мы проводили опрос 3 тыс. человек с целью выяснить, насколько нужна такая коммуникация. У большинства (93%) имеются нарушения речевой коммуникации, и 86% из них не знают, куда обратиться с этой проблемой. Сегодня имеются методические рекомендации по использованию альтернативной и дополнительной коммуникации в стационарных учреждениях соцобслуживания, которые обеспечивают мультимодальность коммуникативной среды, - рассказала она.
В Республике Башкортостан к реализации комплексной концепции сопровождения детей с РАС и их родителей уделяется большое внимание. Например, в прошлом году начал работать Центр ментального здоровья для детей с расстройствами аутистического спектра. Главный врач Республиканской клинической психиатрической больницы, доктор медицинских наук, член региональной рабочей группы по реализации проекта ПФО «Ментальное здоровье» Тагир Гизатуллин поведал об опыте Республики Башкортостан в реализации комплексной концепции сопровождения детей с РАС и их родителей.
- В нашей больнице был создан центр «Ментальное здоровье», призванное оказывать помощь детям с расстройствами аутического спектра. В республике 2957 детей имеют подтвержденный диагноз РАС, - пояснил спикер. – В нашем центре могут получить помощь дети с 16 месяцев с возможным риском развития нарушений психического развития. Структуру учреждения представляют шесть блоков – консультативно-диагностический, амбулаторный, лечебно-реабилитационный, образовательный, блок выездных бригад и кабинет межведомственных бригад.
В своем выступлении «Контакт как необходимое условие коммуникации» педагог-психолог, кандидат психологических наук, председатель Экспертного совета РБОО «Центр лечебной педагогики» (г.Москва) Мария Яремчук отметила, что для успешного проведения коммуникации важны несколько факторов: наличие собеседника, подходящее время и место, общие темы и интересы, некоторая очередность высказываний, общий «язык».
Через видеосвязь к работе круглого стола присоединился руководитель и основатель АНО «Центр реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир», член Экспертного Совета Министерства Просвещения РФ по вопросам комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра Игорь Шпицберг. Он рассказал о внедрении системы непрерывного межведомственного сопровождения детей и взрослых с РАС в Российской Федерации.
- Граждане с инвалидностью не хотят жить в специальном, пусть и в хорошо адаптированном пространстве. Люди с инвалидностью и их семьи – полноценная часть нашего общества, - заявил спикер и обратил внимание на то, что количество детей с аутизмом увеличивается с каждым годом. – Помощь людям с аутизмом во всем мире осуществляется в максимально возможном диалоге правительственных и общественных организаций. В процессе создания Системы непрерывного сопровождения используется успешный опыт всех компетентных организаций – как государственных, так и НКО.
Игорь Леонидович рассказал также о том, как обеспечивается доступность всех объектов инфраструктуры для людей с ментальной инвалидностью. Например, для Центробанка России были созданы специальные пособия по финансовой грамотности на ясном языке – как пользоваться банковскими карточками, банкоматом и т.д., разработан первый в России путеводитель по музею для детей и взрослых с ментальными нарушениями.
Лена Хайртдинова, завкафедрой специального и инклюзивного образования Института развития образования РБ, в своем выступлении акцентировала внимание на профессиональных компетенциях специалистов, работающих с детьми с расстройствами аутистического спектра. Формированию указательного жеста у детей с РАС был посвящен доклад логопеда высшей квалификационной категории Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья ГО г. Уфа Светланы Егоровой. Завотделением этого же учреждения, учитель-дефектолог высшей квалификационной категории Гульназ Аглямова рассказала об особенностях организации коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС.
Участники круглого стола еще раз подчеркнули: альтернативные дополнительные коммуникации становятся ключевым моментом в работе с инвалидами, имеющими расстройства аутического спектра.